МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
«СОЦИУМ»
Программа рассмотрена и одобрена
педагогическим советом
Протокол № 1_от «12» сентября 2019 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР»
Уровень - стартовый, базовый, продвинутый
Направленность - художественная
Возраст обучающихся - 9-18лет
Срок реализации - 5 лет
Составитель:
педагог дополнительного образования
Жилииская Светлана Александровна
Ансамбль «Родничок»
Екатеринбург
2019
Содержание программы
РАЗДЕЛ 1.
РАЗДЕЛ 2.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
3
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи программы
1.3.Учебный план
1.4.Содержание программы
1.5.Планируемые результаты
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3.Формы аттестации
3
6
7
9
16
21
2.4.Оценочные материалы
2.5.Методическое обеспечение
2.6.Список литературы
2.7.Сведения о составителе программы
2.8.Аннотация программы
25
26
26
29
29
30
31
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А.Рабочие программы на 2018-2019 учебный год
21
25
25
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования « Веселый каблучок» составлена на
основе законов: «Об образовании», «Конвенции о правах ребёнка», с примерными
требованиями к программам дополнительного образования детей Минобрнауки России от
11.12.2006 № 06-1844. Приложение к письму Департамента молодёжной политики,
воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844,
с Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Актуальность программы- программа воплощает государственную идею
ценностно – ориентированного подхода в образовании, сохранения этнокультурных
традиций как актуальной и универсальной образовательной парадигмы. Поиск
современных образовательных технологий воспитания не возможен без обращения к
многовековому опыту народной педагогики, смыслам фольклорной картины мира.
Красной нитью в Национальной доктрине образования в Российской Федерации,
Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации,
Государственной программе патриотического воспитания граждан России проходит идея
ценностно – ориентированного подхода в образовании, сохранения этнокультурных
традиций как актуальной и универсальной образовательной парадигмы.
Новизна программы заключается в авторскомподходе, основанном на
приобщении подрастающего поколения к этномузыкального искусству. Такой подход
направлен на раскрытие творческого потенциала детей, а также на развитие их
сценической культуры.
Отличительные особенности программы обусловлены спецификой занятий.
Специфику занятий этномузыкального воспитания в детском образцовом фольклорном
ансамбле «Родничок» составляет интегрирование процесса этномузыкального
образования с постановочной работой и концертно-исполнительской практикой. Этим
объясняется подбор репертуарного содержания, а также необходимость включения в
содержание курса изучения народных праздников и обрядов, традиционных жанров
детского и взрослого фольклора.
Особое значение имеет работа над словом, речевой и музыкальной интонацией,
фразой, которая является необходимым условием
развития исполнительской
выразительности.
Вхождение в мировую информационную цивилизацию требует создания новой
образовательной парадигмы, ориентированной на многоуровневое и комплексное
развитие творческойличности в контексте объемной системы ее становления,
и
чрезвычайно важно, чтобы ценностные, эстетические
и нравственные эталоны
формирующейся личности складывались в соответствии с содержанием и структурой
культурно-генетической памяти.
3
Многолетнее пренебрежение традиционной культурой, отказ от использования ее
педагогического, эстетического, духовного потенциала сыграли значительную роль в
развитии технократического, аксеологического, антропологического кризиса, в котором
оказалось современное общество (отчуждении человека от окружающего мира, от
нравственных ценностей, от себя самого).
Музыкальное искусство сегодня предлагает один из наиболее действенных путей
выхода из кризиса, поскольку обладает огромным воспитательным потенциалом. Само
понятие музыкальности, центральным компонентом которого является эмоциональная
отзывчивость на музыку, естественным образом связано с эмоциональной культурой
личности, навыками эмпатии, сопереживания. Развитие музыкальности и развитие
эмоциональной сферы ребенка тесно взаимосвязаны. Закрепляясь в детстве,
эмоциональные проявления ведут к возникновению относительно устойчивых форм
поведения, к формированию характера, во многом определяя нравственное, социальное,
интеллектуальное развитие ребенка.
Профессиональная музыкальная педагогика располагает огромным опытом по
развитию музыкальных способностей и музыкальности в целом в исполнительской
деятельности. Первые шаги ребенка в музыке выверены, систематизированы и
представлены богатейшим методическим материалом музыкальной педагогики. Однако в
системе массового музыкального воспитания дублирование методов профессионального
обучения малоэффективно. Отечественными педагогами осознается потребность в
разработке новых технологий, основанных на принципах личностно ориентированного
обучения, на различных формах детского игротворчества.
Традиционная народная культура, развивающая образное мышление,
социокоммуникативные
навыки ребенка с младенчества, комплексно решающая
проблемы физического, эстетического, духовно-нравственного воспитания, учитывающая
возрастные особенности детей и психофизиологические закономерности их развития, не
знает здесь конкуренции.
Педагогическая целесообразность объясняется спецификой ее направленности.
Также педагогическая целесообразность определена тем, что направлена на приобщение
каждого ребенка к народной музыкальной культуре, применение полученных знаний,
умений и навыков. Благодаря систематическому образованию и воспитанию ребенок
приобретает эстетическую и музыкальную культуру, развитие вокальных и музыкальных
способностей помогает более тонкому восприятию народного музыкального искусства,
формируется чувства ответственности в исполнении своей индивидуальности в
коллективном процесс (хор), проявляется творческий потенциал при выполнении
индивидуальных партий (соло) в коллективном постановочном процессе при создании
концертного номера.
В детском фольклорном ансамбле, где обучающиеся сочетают народнопевческое исполнительство с музыкально-двигательным воспитанием и концертноисполнительской практикой, курс этномузыкального воспитания служит одним из
важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию
4
интонационных
навыков, необходимых для овладения
народно – певческим
исполнительским искусством. Кроме того, этномузыкальные занятия
являются
средством комплексного развития ребенка, включающего в себя
музыкальноэстетический, социокоммуникативный, этнокультурный, креативный и духовнонравственный компоненты.
Направленность программы: художественная.
Практическая значимость программы «Музыкальный фольклор» заключается в
формировании
цивилизованного
этнокультурного
сознания,
способствующего
эффективной этнокультурной самоидентификации обучающихся.
Уровни программы:
1) Стартовый уровень – начальные навыки народно-певческого исполнительства
(1 год обучения).
2) Базовый уровень - базовые навыки народно-певческого исполнительства (2-4
годы обучения).
3) Продвинутый уровень - продвинутые навыки народно-певческого
исполнительства (5 год обучения).
Адресат программы: Программа «Музыкальный фольклор» предназначена для
преподавания фольклорного вокала с 9 до 18 лет в фольклорном ансамбле «Родничок».
Объем и срок освоения программы. Общий срок освоения программы: 3
года.Режим и продолжительность проведения занятий: занятия проходят 3 раза в неделю
по 1 часу. Всего программой предусмотрено часов на учебный год:
•
Первый год обучения – 108 часов.
•
Второй год обучения – 108 часа.
•
Третий год обучения – 108 часов
•
Концертная группа– 108 часов плюс Индивидуальные занятия – 108 часов.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса – в соответствии с
учебными планами в ансамбле сформированы группы учащихся одного возраста,
постоянного состава групп.
Этапы обучения на каждом году обучения различаются объемом и содержанием
полученной информации, а также требованиями к качеству её усвоения.По мере перехода
учащихся с одной ступени обучения на следующую – происходит усложнение учебного и
концертного материала программы в рамках указанных направлений обучения.
1.2. Цель и задачи программы
Цель – формирование творческой личности ребенка с учетом содержания
традиционной музыкальной культуры, обеспечивающей процесс этнокультурной
самоидентификации личности.
Задачи программы:
личностные:
5
•
формировать у детей уважительное отношение к музыкальной, вокальной
культуре своего народа и других стран по средствам изучения произведений разных
народов;
•
развивать у детей коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие
совместную деятельность в коллективе.
метапредметные:
•
формировать у детей уважительное отношение к музыкальной, вокальной
культуре своего народа и других стран по средствам изучения произведений разных
народов;
•
развивать у детей коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие
совместную деятельность в коллективе.
предметные (образовательные):
•
обучающиеся должны освоить технику исполнения хорового народного
•
обучающиеся должны усвоить базовые музыкальные и вокальные термины;
•
развивать чувство ритма ребенка;
•
совершенствовать координацию движений ребенка;
пения;
•
формировать у обучающихся потребность в творческой реализации.
Условия реализации программы:наличие необходимого материальнотехнического, информационного и кадрового обеспечений.
Условия набора детей:набор детей проводится в возрасте 9-10 лет.
Формы проведения занятий. Программа предусматривает использование
различных форм занятий: традиционные уроки, фольклорные игры, сюжетно-игровые
занятия, постановка концертных номеров и народно-театрализованных представлений.
1.3. Учебный план
Первый год обучения (стартовый уровень)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Количество часов
Название раздела, темы
Введение.
Правила
техники
безопасности и противопожарной
защиты, санитарии и гигиены.
Освоение жанров детского
фольклора
Освоение жанров обрядового
фольклора
Сюжетно-игровые
уроки,
посвященные
праздникам
народного календаря
Вокально-хоровая работа
Концертно-постановочная работа
Итого
Всего
Формы
аттестации/
контроля
Теория Практика
2
2
-
16
2
14
22
4
18
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
23
3
20
30
5
25
15
-
15
108
16
92
6
Наблюдение
Концерты,
конкурсы,
открытые уроки
-
Второй год обучения (базовый уровень)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Количество часов
Название раздела, темы
Введение.
Правила
техники
безопасности и противопожарной
защиты, санитарии и гигиены.
Освоение жанров детского
фольклора
Освоение жанров обрядового
фольклора
Сюжетно-игровые
уроки,
посвященные
праздникам
народного календаря
Вокально-хоровая работа
Концертно-постановочная работа
Итого
Всего
Формы
аттестации/
контроля
Теория Практика
2
2
-
11
1
10
28
8
20
14
4
10
28
8
20
25
-
25
108
23
85
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Концерты,
конкурсы,
открытые уроки
-
Третий год обучения (базовый уровень)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Количество часов
Название раздела, темы
Введение.
Правила
техники
безопасности и противопожарной
защиты, санитарии и гигиены.
Освоение жанров обрядового
фольклора
Сюжетно-игровые
уроки,
посвященные
праздникам
народного календаря
Вокально-хоровая работа
Концертно-постановочная работа
Итого
Всего
Формы
аттестации/
контроля
Теория Практика
2
2
-
27
7
20
10
2
8
34
10
24
35
-
35
108
21
87
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Концерты,
конкурсы,
открытые уроки
-
Четвертый год обучения (базовый уровень)
№
п/п
1.
2.
3.
Количество часов
Название раздела, темы
Введение.
Правила
техники
безопасности и противопожарной
защиты, санитарии и гигиены.
Освоение жанров обрядового
фольклора
Сюжетно-игровые
уроки,
Всего
Теория Практика
2
2
-
27
7
20
10
2
8
7
Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
Наблюдение
4.
5.
посвященные
праздникам
народного календаря
Вокально-хоровая работа
Концертно-постановочная работа
Итого
34
10
24
35
-
35
108
21
87
Наблюдение
Концерты,
конкурсы,
открытые уроки
-
Пятый год обучения (продвинутый уровень)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Количество часов
Название раздела, темы
Всего
Введение.
Правила
техники
безопасности и противопожарной
защиты, санитарии и гигиены.
Освоение жанров обрядового
фольклора
Сюжетно-игровые
уроки,
посвященные
праздникам
народного календаря
Вокально-хоровая работа
Концертно-постановочная работа
Итого
Формы
аттестации/
контроля
Теория Практика
2
2
-
18
5
13
7
-
7
31
14
17
50
-
50
108
21
87
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Концерты,
конкурсы,
открытые уроки
-
Пятый год обучения – Индивидуальная работа (продвинутый уровень)
№
п/п
1.
2.
Название раздела, темы
Вокально-хоровая работа
Отработка
вокального
материала
Итого
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
56
56
Наблюдение
52
-
52
Наблюдение
108
-
108
-
1.4. Содержание программы
Первый год обучения (стартовый уровень)
Тема 1. Введение. Правила техники безопасности и противопожарной
защиты, санитарии и гигиены –2 часа.
Теория –2 часа.
Знакомство с планами и задачами на учебный год. Расписание занятий.
Организационные вопросы.
Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены.
Тема 2. Освоение жанров детского фольклора – 16 часов.
Теория – 2 часа.
Практика – 14 часов.
8
«Взойди, взойди, солнышко» (игровая хороводная), «У нашей у Дуни»
(шуточная), «Барабан» (игровая), «Про Фому и Про Ерему» (шуточная), «Служил я
хозяину» (шуточная), «Посадил дед репку» (игровая), «Уж ты, коваль-ковалечек»
(игровая), «Сидит Дрема» (игровая), «Заинька, зайди в сад» (игровая), «У нашей
светлицы» (плясовая), «Глянь-ка, мамонька, в окошко» (шуточная), «Журавель» (игровая),
«Шел да пошел» (шуточная), Как у наших у ворот» (шуточная), «Жила-была курочка»
(шуточная), «Пташка моя, пташка» (игровая), «Мы сеяли, сеяли ленок» (игровая), «Я по
горенке иду» (игровая), «Мак – маковистый» (игровая), «Как у бабушки козел»
(шуточная), «Шла машина из Свердловска» (шуточная), «У дядюшки Трифона»
(хороводная игровая), «Вечерня капустка» (хороводная), «Уж ты голубь» (игровая), «Как
по травкам, по муравкам» (хороводная), «По мосту, мосту-мосточку» (плясовая), «Вот
задумал комарик жениться» (шуточная), «Летал, летал воробей» (игровая), «Там за
речкой, там за перевалом» (плясовая), «шла утица по бережку» (хороводная),
«Костромушка - Кострома» (игровая).
Тема 3. Освоение жанров обрядового фольклора – 22 часа.
Теория – 4 часа.
Практика – 18 часов.
«Щедры-бедры» (колядка), «Тетушка, не скупися» (щедровка), «Осень на порог»
(восенская закличка), «Вес(ы)на крас(ы)на» (закличка), «Ски, мамка, сочни»
(подблюдная), «Коляда – не перепелка» (колядка), «Виноград расцветает» (свадебная),
«Бабушка с дедушкой чистили поляну» (восенская игровая), «Христос воскрес»
(пасхальная), «Повсюду благовест» (пасхальная), «К нам наехали святые вечера»
(подблюдная), «Ты, морозушка – мороз» (закличка), «Чувиль-виль-виль, жавороночек»
(закличка), «Вьюшки – вью» (зазимка), «Уж и ты моя коровушка» (егорьевская), «Ветер –
ветерцо» (закличка), «Не было ветру» (свадебная), «Дружки, не скупитесь» (свадебная),
«На горе, горе» (свадебная), «Уж ты верба, вербушка» (весенняя круговая), «Что ж ты
спишь, мужичок» (весенняя закличка), «Едет Масленица дорогая» (масленичная),
«Авсень, авсень» (колядка), «Со венком ли я хожу» (егорьевская), «Ой, чок –чок, казачок»
(святочная), «Святая ночь с небес сошла» (пасхальная), «Уж вы пташечки –
щебетушечки» (весенняя закличка), «Далалынь, далалынь, по яиченьку» (волочебная),
«Летела стрела» (весенняя закличка), «По полю – полю» (свадебная игровая), «Летел
соколок» (весенняя закличка), «Благослови, мати» (весенняя закличка), «Воробышек
летит» (колядка), «Пришла коляда накануне Рождества» (святочная), «Уж я сяду на
порог» (масленичная), «»Ходит Матушка – Весна» (весенняя хороводная), «Раным-рано
солнце вставало» (христославная), «А кто у нас гость большой» (свадебная величальная),
«Нам сказали: масленой семь недель» (масленичная), «По улице, по широкой» .
Тема 4. Сюжетно-игровые уроки, посвященные праздникам народного
календаря – 23 часа.
Теория – 3 часа.
Практика – 20 часов.
9
«Молотки» (пестушка), «Не плачь, детка» (пестушка), «Бай, качи, качи, качи»
(колыбельная), «Сидят гуси на пруду» (прибаутка), «Сорока» (потешка), «Шли сорок
мышей» (скороговорка), «Мы капусту рубим, рубим» (скороговорка), «Вот совушкасова» (прибаутка), «Скачет зайка маленький»
(прибаутка), «Наша-то хозяюшка»
(потешка), «Сидит белка на тележке» (игровая), «Семья могучая» (потешка), «Был у зайки
огород» (прибаутка), «Валяй- валяй каравай» (пестушка), «Барашеньки – крутороженьки»
(прибаутка), «На торгу» (прибаутка), «Пошел козел в лыки» (кумулятивная прибаутка),
«Марьино окошко» (потешка), «Ехал дядя Еремей» (прибаутка-перевертыш), «Таря –
Маря в лес ходила» (дразнилка), «С поля, с моря» (считалка),
«Ищут-поищут
Вадимушку» (колыбельная), «Как у котика усы» (прибаутка), «Кошка мышку – цап!»
(потешка), «Егорка на горке» (скороговорка), «Хорошая дорога» (пестушка), «Заинька у
елочки попрыгивает» (прибаутка), «Утро настало» (потешка), «У пчелы полно забот»
(скороговорка), «Кую-кую ножки» (пестушка), «Медведь Кучум» (скороговорка), «По
тропинке по лесной» (прибаутка), «Пошла коза на меленку» (прибаутка), «Чайничек с
крышечкой» (скороговорка), «Медведь и сани» (пестушная сказка), «Баран Буян»
(скороговорка), «Пошел котик на торжок» (прибаутка), «Как у наших у ворот»
(прибаутка), «Ходит Сон по лавочке» (колыбельная), «Стой, дуб, до вечеря» (пестушка),
«Крот и кукушка» (пестушная сказка), «Был у Зайки огород» (прибаутка), «Мешу, мешу
тесто» (пестушка), «Как по улице по нашей» (прибаутка-перевертыш), «Шел Шешила по
шоссе» (скороговорка), «Цынцы-брынцы, балалайка» (прибаутка), «Улов у Поликарпа»
(скороговорка), «Еду, еду, к бабе, к деду» (пестушка), «Первенчики-другенчики»
(считалка), «У нас на дворе-подворье» (скороговорка), «Галки-вороны» (прибаутка),
«Корыто и звери» (пестушная сказка), «Повадился журавель» (прибаутка), «Ходит по
двору петух» (прибаутка), «У нашей у бабушки десять внучат» (потешка), «Заяц белый,
куда бегал?» (прибаутка), «Луковка-раскоряковка» (прибаутка), «Два жадных
медвежонка» (прибаутка), «Тяги – тяги – потягушки» (пестушка), «Ах ты, мишкамедведь» (прибаутка), «Шел мишка к броду» (докучная сказка), «Еду- еду на базар»
(прибаутка), «Шел я как-то через мост» (докучная сказка) .
Тема 5. Вокально-хоровая работа – 30 часов.
Теория – 5 часов.
Практика – 25 часов.
Певческая установка и дыхание. Положение корпуса, головы. Навыки пения сидя
и стоя.
Дыхание перед началом пения. Ауфтакт. Одновременный вдох и начало пения.
Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера
исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения. Цезуры. Упражнения на
озвученный выдох. Вдох и выдох в пении. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.
Звуковедение и дикция. Мягкая атака звука. Естественный, свободный, полетный
звук. Певческая позиция в гласных звуках. Упражнения, «выравнивающие» певческую
позицию в гласных. Пение nonlegatoи legato.
Нюансы – mf, mp, p, f. Развитие
10
дикционных навыков. Отличия речевой и певческой дикции. Взаимоотношение гласных и
согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
Ансамбль и строй. Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в
умеренных
темпах при соотношении простейших длительностей.
Соблюдение
динамической ровности при произнесении текста.
Интонирование произведений
небольшого диапазона в различных видах мажора и минора. Устойчивое интонирование
одноголосной партии. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение
одноголосных песен без сопровождения.
Формирование исполнительских навыков.
Различные виды динамики.
Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго
определенном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения,
замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.
Тема 6. Концертно-постановочная работа – 15 часов.
Практика – 15 часов.
Открытые уроки для родителей. Отчетный концерт в конце года. Выступления на
праздниках.
Второй год обучения (базовый уровень)
Тема 1. Введение. Правила техники безопасности и противопожарной
защиты, санитарии и гигиены – 2 часа.
Теория –2 часа.
Знакомство с планами и задачами на учебный год. Расписание занятий.
Организационные вопросы.
Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены.
Тема 2. Освоение жанров детского фольклора – 11 часов.
Теория – 1 час.
Практика – 10 часов.
Скороговорки: «Тридцать три Егорки», «Цапля сохла», «У Егора нету соли»,
«Зелены луга», «При долине лен», «На улице гагара да кулик», «Враль клал в ларь»,
«Жили-были три японца», Ходит перепел».
Игровые, шуточные, хороводные: «Как во поле калина», «Перепелка», «Не
свивайся, аленький цветочек», «Вошка парилася», «Синтетюриха», «Ой да во лужьях»,
«Ехал Ванька из Рязаньки», «Выйду я за ворота», «Соловейко маленькой», «Как упали
снежки», «А у нас нынче вечер был», «Уж и сеяла Аленушка ленок», «Чтой –то звон»,
«Пошли девки в лес гулять», «Я качу да мечу», «Двое ходят, двое бродят», «Летели две
птички», «От пенечка до пенечка», «Да и шел мужик край дороги», «Журавли вы
долгоноги», «По саду хожу», «А барыня гулять хочет», «В амбар за мукой», «Земляничка
– ягодка».
Тема 3. Освоение жанров обрядового фольклора – 28 часов.
Теория – 8 часов.
Практика – 20 часов.
11
«Грушица» (весенняя), «Во поле березонька стояла» (троицкая), «Александровска
береза» (семицкая), «По мосту- мосточку» (святочная), «Это ночь святая»
(рождественский гимн), «Зеленые вишни» (майская), «Шли девицы – мудреницы»
(святочная), «Христос спаситель в полночь родился» (рождественский гимн), «Колечко
мое посребренное» (подблюдная), «Станем перстни тресть» (подблюдная), «Ай, у
ситничку, у ракитничку» (святочная), «Ой, Васильюшка, славный мужичок» (святочная),
«Было у тещеньки пять зятевей» (масленичная), «И дорогая-то наша Масленица»
(масленичная), «У перлетного ясного сокола» (свадебная величальная), «Веретенышко»
(свадебная величальная), «Как по морю, по морю» (свадебная), «К вечерне» (пасхальная),
«Как на горке, на горе» (весенняя закличка), «Вянули цветики» (свадебная), «СветМарьюшка весела» (свадебная), «Семь загадок» (святочная), «Возле саду, саду»
(святочная), «Ай на горе церковка» (весенняя), «Пришла весна» (семицкая), «И-ё, и-ё,
березынька» (семицкая), «Слышно тебе» (весенняя закличка), «Утушка ключница»
(весенняя закличка), «На святом месте» (святочная), «А мы масленицу дожидаем»
(масленичная ), «Ой, вышди девицы на улицу» (егорьевская).
Тема 4. Сюжетно-игровые уроки, посвященные праздникам народного
календаря – 14 часов.
Теория – 4 часов.
Практика – 10 часов.
«Коляда – не перепелка» (колядка), «Осень на порог» (восенская закличка),
«Вес(ы)на - крас(ы)на» (закличка), «Христос воскрес» (пасхальная), «Повсюду благовест»
(пасхальная), «Едет Масленица дорогая» (масленичная), «Авсень, авсень» (колядка),
«Воробышек летит» (колядка), «Пришла коляда накануне Рождества» (святочная), «Уж я
сяду на порог» (масленичная), «»Ходит Матушка – Весна» (весенняя хороводная), «Ой,
Васильюшка, славный мужичок» (святочная), «Было у тещеньки пять зятевей»
(масленичная), «И дорогая-то наша Масленица» (масленичная), «А у нас на праздник
солнце засияло».
Тема 5. Вокально-хоровая работа – 28 часов.
Теория – 8часов.
Практика – 20 часов.
Певческая установка и дыхание. Виды певческой атаки. Ауфтакт. Различный
характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого
произведения. Смена дыхания в процессе пения. Цезуры. Упражнения на озвученный
выдох. Вдох и выдох в пении. Формирование навыков «цепного» дыхания.
Звуковедение и дикция. Формирование полетности певческого звука. Певческая
позиция в гласных звуках. Упражнения, «выравнивающие» певческую позицию в
гласных. Сохранение единой певческой позиции в интонационных скачках. Развитие
дикционных навыков. Отличия речевой и певческой дикции. Взаимоотношение гласных и
согласных в пении. Вокальная орфоэпия.
Ансамбль и строй. Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в
умеренных
темпах при соотношении простейших длительностей.
Соблюдение
12
динамической ровности при произнесении текста. Интонирование произведений в
диапазоне сексты - октавы
в различных видах мажора и минора. Устойчивое
интонирование одноголосной партии. Работа над двигательным, интонационным,
речевым двухголосием. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение
одноголосных обрядовых песен без сопровождения.
Формирование исполнительских навыков.
Различные виды динамики.
Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго
определенном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения,
различные виды фермат.
Тема 6. Концертно-постановочная работа – 25 часов.
Практика – 25 часов.
Открытые уроки для родителей. Отчетный концерт в конце года. Выступления на
праздниках. Участие в конкурсах.
Третий год обучения (базовый уровень)
Тема 1. Введение. Правила техники безопасности и противопожарной
защиты, санитарии и гигиены – 2 часа.
Теория –2 часа.
Знакомство с планами и задачами на учебный год. Расписание занятий.
Организационные вопросы.
Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены.
Тема 2. Освоение жанров обрядового фольклора – 27 часов.
Теория – 7 часов.
Практика – 20 часов.
Святочная «Ой, воин – воин», «Ай, у ситничку», «К нам приехали святые вечера»;
христославные «Мать Мария по полю ходила», «А у нас на праздник солнце засияло»;
щедровка «Святый вечер» ( в обр. М. Фирсова); масленичные «Перепелушка», «Да ишла
коза в сарафане», «Масленица – полизуха»; семицко – троицкие «По заре, по зорюшке
слышно», «Девки калину ломали», «Александровска береза», «Кисель», «Ты не радуйся,
кленик – ясеник», «Пойдемте, девки»; петровские «Летняя ночка», «На дубу, на ели»,
«Мне сегодняшний день – скука»; купальские «Как Иван да Марья», «Купаленка –
ночка», «На высокой на горе»; жатвенные и восенские «Благослови, Боже», «Кострома
осенняя», «Вечерня капустка».
Тема 3. Сюжетно-игровые уроки, посвященные праздникам народного
календаря – 10 часов.
Теория – 2часа.
Практика – 8 часов.
«Коляда – не перепелка» (колядка), «Осень на порог» (восенская закличка),
«Вес(ы)на - крас(ы)на» (закличка), «Христос воскрес» (пасхальная), «Повсюду благовест»
(пасхальная), «Едет Масленица дорогая» (масленичная), «Авсень, авсень» (колядка),
«Воробышек летит» (колядка), «Пришла коляда накануне Рождества» (святочная), «Уж я
сяду на порог» (масленичная), «»Ходит Матушка – Весна» (весенняя хороводная), «Ой,
13
Васильюшка, славный мужичок» (святочная), «Было у тещеньки пять зятевей»
(масленичная), «И дорогая-то наша Масленица» (масленичная), «А у нас на праздник
солнце засияло», «Перепелушка», «Да ишла коза в сарафане», «Масленица – полизуха»,
«Купаленка – ночка», «На высокой на горе».
Тема 4. Вокально-хоровая работа – 34 часа.
Теория – 10 часов.
Практика – 24 часа.
Певческая установка и дыхание. Закрепление навыков, полученных в средней
исполнительской группе. Различная атака звука. Исполнение пауз между звуками без
смены дыхания («стаккато»). Совершенствование навыков «цепного» дыхания.
Звуковедение и дикция. Закрепление навыков, полученных в младшей и средней
группах.
Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет
активизации работы губ и языка. Положение языка в пении. Выработка навыка активного
и четкого произношения согласных. Сохранение дикционной активности при нюансах р и
рр.
Ансамбль и строй. Закрепление навыков, полученных ранее.Совершенствование
ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка.
Владение навыками пения без сопровождения.
Формирование исполнительских навыков. Анализ текста и его содержания.
Грамотное чтение нотного текста по партиям. Фразировка, вытекающая из музыкального
и текстового содержания. Динамика. Агогика. Воспитание навыков дирижерского жеста.
Тема 5. Концертно-постановочная работа – 35 часов.
Практика – 35 часов.
Открытые уроки для родителей. Отчетный концерт в конце года. Выступления на
праздниках. Участие в конкурсах.
Четвертый год обучения (базовый уровень)
Тема 1. Введение. Правила техники безопасности и противопожарной
защиты, санитарии и гигиены – 2 часа.
Теория –2 часа.
Знакомство с планами и задачами на учебный год. Расписание занятий.
Организационные вопросы.
Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены.
Тема 2. Освоение жанров обрядового фольклора – 27 часов.
Теория – 7 часов.
Практика – 20 часов.
Святочная «Ой, воин – воин», «Ай, у ситничку», «К нам приехали святые вечера»;
христославные «Мать Мария по полю ходила», «А у нас на праздник солнце засияло»;
щедровка «Святый вечер» ( в обр. М. Фирсова); масленичные «Перепелушка», «Да ишла
коза в сарафане», «Масленица – полизуха»; семицко – троицкие «По заре, по зорюшке
слышно», «Девки калину ломали», «Александровска береза», «Кисель», «Ты не радуйся,
кленик – ясеник», «Пойдемте, девки»; петровские «Летняя ночка», «На дубу, на ели»,
14
«Мне сегодняшний день – скука»; купальские «Как Иван да Марья», «Купаленка –
ночка», «На высокой на горе»; жатвенные и восенские «Благослови, Боже», «Кострома
осенняя», «Вечерня капустка».
Тема 3. Сюжетно-игровые уроки, посвященные праздникам народного
календаря – 10 часов.
Теория – 2часа.
Практика – 8 часов.
«Коляда – не перепелка» (колядка), «Осень на порог» (восенская закличка),
«Вес(ы)на - крас(ы)на» (закличка), «Христос воскрес» (пасхальная), «Повсюду благовест»
(пасхальная), «Едет Масленица дорогая» (масленичная), «Авсень, авсень» (колядка),
«Воробышек летит» (колядка), «Пришла коляда накануне Рождества» (святочная), «Уж я
сяду на порог» (масленичная), «»Ходит Матушка – Весна» (весенняя хороводная), «Ой,
Васильюшка, славный мужичок» (святочная), «Было у тещеньки пять зятевей»
(масленичная), «И дорогая-то наша Масленица» (масленичная), «А у нас на праздник
солнце засияло», «Перепелушка», «Да ишла коза в сарафане», «Масленица – полизуха»,
«Купаленка – ночка», «На высокой на горе».
Тема 4. Вокально-хоровая работа – 34 часа.
Теория – 10 часов.
Практика – 24 часа.
Певческая установка и дыхание. Закрепление навыков, полученных в средней
исполнительской группе. Различная атака звука. Исполнение пауз между звуками без
смены дыхания («стаккато»). Совершенствование навыков «цепного» дыхания.
Звуковедение и дикция. Закрепление навыков, полученных в младшей и средней
группах.
Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет
активизации работы губ и языка. Положение языка в пении. Выработка навыка активного
и четкого произношения согласных. Сохранение дикционной активности при нюансах р и
рр.
Ансамбль и строй. Закрепление навыков, полученных ранее.Совершенствование
ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка.
Владение навыками пения без сопровождения.
Формирование исполнительских навыков. Анализ текста и его содержания.
Грамотное чтение нотного текста по партиям. Фразировка, вытекающая из музыкального
и текстового содержания. Динамика. Агогика. Воспитание навыков дирижерского жеста.
Тема 5. Концертно-постановочная работа – 35 часов.
Практика – 35 часов.
Открытые уроки для родителей. Отчетный концерт в конце года. Выступления на
праздниках. Участие в конкурсах.
Пятый год обучения (продвинутый уровень)
Тема 1. Введение. Правила техники безопасности и противопожарной
защиты, санитарии и гигиены – 2 часа.
Теория –2 часа.
15
Знакомство с планами и задачами на учебный год. Расписание занятий.
Организационные вопросы.
Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены.
Тема 2. Освоение жанров обрядового фольклора – 18 часов.
Теория – 5 часов.
Практика – 13 часов.
Святочная «Ой, воин – воин», «Ай, у ситничку», «К нам приехали святые вечера»;
христославные «Мать Мария по полю ходила», «А у нас на праздник солнце засияло»;
щедровка «Святый вечер» ( в обр. М. Фирсова); масленичные «Перепелушка», «Да ишла
коза в сарафане», «Масленица – полизуха»; семицко – троицкие «По заре, по зорюшке
слышно», «Девки калину ломали», «Александровска береза», «Кисель», «Ты не радуйся,
кленик – ясеник», «Пойдемте, девки»; петровские «Летняя ночка», «На дубу, на ели»,
«Мне сегодняшний день – скука»; купальские «Как Иван да Марья», «Купаленка –
ночка», «На высокой на горе»; жатвенные и восенские «Благослови, Боже», «Кострома
осенняя», «Вечерня капустка».
Тема 3. Сюжетно-игровые уроки, посвященные праздникам народного
календаря – 7 часов.
Практика – 7 часов.
«Коляда – не перепелка» (колядка), «Осень на порог» (восенская закличка),
«Вес(ы)на - крас(ы)на» (закличка), «Христос воскрес» (пасхальная), «Повсюду благовест»
(пасхальная), «Едет Масленица дорогая» (масленичная), «Авсень, авсень» (колядка),
«Воробышек летит» (колядка), «Пришла коляда накануне Рождества» (святочная), «Уж я
сяду на порог» (масленичная), «»Ходит Матушка – Весна» (весенняя хороводная), «Ой,
Васильюшка, славный мужичок» (святочная), «Было у тещеньки пять зятевей»
(масленичная), «И дорогая-то наша Масленица» (масленичная), «А у нас на праздник
солнце засияло», «Перепелушка», «Да ишла коза в сарафане», «Масленица – полизуха»,
«Купаленка – ночка», «На высокой на горе».
Тема 4. Вокально-хоровая работа – 31 час.
Теория – 14 часов.
Практика – 17 часов.
Певческая установка и дыхание. Закрепление навыков, полученных ранее.
Различная атака звука. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания («стаккато»).
Совершенствование навыков «цепного» дыхания.
Звуковедение и дикция. Закрепление навыков, полученных в младшей и средней
группах.
Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет
активизации работы губ и языка. Положение языка в пении. Выработка навыка активного
и четкого произношения согласных. Сохранение дикционной активности при нюансах р и
рр.
Ансамбль и строй. Закрепление навыков, полученных ранее.Совершенствование
ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка.
Владение навыками пения без сопровождения.
16
Формирование исполнительских навыков. Анализ текста и его содержания.
Грамотное чтение нотного текста по партиям. Фразировка, вытекающая из музыкального
и текстового содержания. Динамика. Агогика. Воспитание навыков дирижерского жеста.
Тема 5. Концертно-постановочная работа – 50 часов.
Практика – 50 часов.
Открытые уроки для родителей. Отчетный концерт в конце года. Выступления на
праздниках. Участие в конкурсах.
Пятый год обучения - Индивидуальная работа (продвинутый уровень)
Практика – 108 часов.
Вокально-хоровая работа.
Отработка вокального материала для песенно-танцевальных композиций: Калинакалина, Как по травкам по муравкам, Ой вишня, Утушка, Заплетися плетень, Я по бережку
ходила, Ой лен, Соловей, Лети перышко, На Ивана Купала, Россия, А мы ноне гуляли, На
Урале мы живем.
1.5. Планируемые результаты
Первый год обучения (стартовый уровень)
Личностные:
•
формирование у детей уважительное отношение к музыкальной культуре
своего народа и других стран;
•
воспитание в детях аккуратности, трудолюбия, самоконтроля;
•
развитие у детей коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
совместную деятельность в коллективе;
•
воспитание стремления к здоровому образу жизни.
Метапредметные:
•
развитие чувства ритма ребенка;
•
совершенствование координации движений ребенка;
•
формирование у обучающихся потребность в творческой реализации.
Предметные:
Выпускники первого года обучения должны знать:
•
Как вести себя на сцене;
•
Как правильно дышать;
•
жанры детского фольклора
Выпускники первого года обучения должны уметь:
•
сочетать исполнение песни с элементарным музицированием и движением;
•
овладеть основными вокально-хоровыми навыками (дыхание, дикция,
звуковедение, ансамбль, строй)
Второй год обучения (базовый уровень)
Личностные:
17
•
формирование у детей уважительное отношение к танцевальной культуре
своего народа и других стран по средствам изучения различных танцевальных
направлений;
•
воспитание в детях аккуратности, трудолюбия, самоконтроля;
•
развитие у детей коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
совместную деятельность в коллективе;
•
воспитание стремления к здоровому образу жизни.
Метапредметные:
•
развитие чувства ритма ребенка;
•
совершенствование координации движений ребенка;
•
формирование у обучающихся потребность в творческой реализации.
Предметные:
Выпускники второго года обучения должны знать:
•
Как вести себя на сцене;
•
Как правильно дышать;
•
жанры детского и обрядового фольклора
Выпускники второго года обучения должны уметь:
•
сочетать исполнение песни с элементарным музицированием и движением;
•
овладеть основными вокально-хоровыми навыками (дыхание, дикция,
звуковедение, ансамбль, строй)
Третий год обучения (базовый уровень)
Личностные:
•
формирование у детей уважительное отношение к танцевальной культуре
своего народа и других стран по средствам изучения различных танцевальных
направлений;
•
воспитание в детях аккуратности, трудолюбия, самоконтроля;
•
развитие у детей коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
совместную деятельность в коллективе;
•
воспитание стремления к здоровому образу жизни.
Метапредметные:
•
развитие чувства ритма ребенка;
•
совершенствование координации движений ребенка;
•
формирование у обучающихся потребность в творческой реализации.
Предметные:
Выпускники третьего года обучения должны знать:
•
Как вести себя на сцене;
•
Как правильно дышать;
•
жанры детского и обрядового фольклора
Выпускники третьего года обучения должны уметь:
•
сочетать исполнение песни с элементарным музицированием и движением;
18
•
овладеть основными вокально-хоровыми навыками (дыхание, дикция,
звуковедение, ансамбль, строй)
Четвертый год обучения (базовый уровень)
Личностные:
•
формирование у детей уважительное отношение к танцевальной культуре
своего народа и других стран по средствам изучения различных танцевальных
направлений;
•
воспитание в детях аккуратности, трудолюбия, самоконтроля;
•
развитие у детей коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
совместную деятельность в коллективе;
•
воспитание стремления к здоровому образу жизни.
Метапредметные:
•
развитие чувства ритма ребенка;
•
совершенствование координации движений ребенка;
•
формирование у обучающихся потребность в творческой реализации.
Предметные:
Выпускники третьего года обучения должны знать:
•
Как вести себя на сцене;
•
Как правильно дышать;
•
жанры детского и обрядового фольклора
Выпускники третьего года обучения должны уметь:
•
сочетать исполнение песни с элементарным музицированием и движением;
•
овладеть основными вокально-хоровыми навыками (дыхание, дикция,
звуковедение, ансамбль, строй)
Пятый год обучения (продвинутый уровень)
Личностные:
•
формирование у детей уважительное отношение к танцевальной культуре
своего народа и других стран по средствам изучения различных танцевальных
направлений;
•
воспитание в детях аккуратности, трудолюбия, самоконтроля;
•
развитие у детей коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
совместную деятельность в коллективе;
•
воспитание стремления к здоровому образу жизни.
Метапредметные:
•
развитие чувства ритма ребенка;
•
совершенствование координации движений ребенка;
•
формирование у обучающихся потребность в творческой реализации.
Предметные:
Выпускники концертной группы должны знать:
•
Как вести себя на сцене;
19
•
Как правильно дышать;
•
жанры детского и обрядового фольклора
Выпускники концертной группы должны уметь:
•
сочетать исполнение песни с элементарным музицированием и движением;
•
овладеть основными вокально-хоровыми навыками (дыхание, дикция,
звуковедение, ансамбль, строй)
20
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
2.1.1.Календарный учебный график первого года обучения
1
2
3
4
5
6
Введение.
Правила техники
безопасности и
противопожарной
2
1
1
защиты,
санитарии
и
гигиены.
Освоение жанров
детского
16
2
2
2
2
2
2
2
2
фольклора
Освоение жанров
обрядового
22
3
3
3
3
3
3
3
1
фольклора
Сюжетноигровые уроки,
посвященные
23
2
2
3
3
1
3
3
3
3
праздникам
народного
календаря
Вокально30
3
6
3
2
1
2
2
4
7
хоровая работа
Концертнопостановочная
15
1
2
1
2
1
2
2
2
2
работа
Количество
36
4
5
4
4
3
4
4
4
4
К К
учебных недель
Количество
108
12 15 12 12 9 12 12 12 12 учебных часов
Продолжительность каникул (К): июнь-август, 92 дня
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов: 01.09.2018 - 31.05.2019
Август
Июль
Июнь
Май
Апрель
Март
Февраль
Январь
Декабрь
Ноябрь
Месяцы
Октябрь
Количество
часов
Сентябрь
№ Название
п/п раздела, темы
-
-
-
-
К
-
2.1.2.Календарный учебный график второго года обучения
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
2
Ноябрь
Введение.
Правила техники
безопасности и
противопожарной
Месяцы
Октябрь
1
Количество
часов
Сентябрь
№ Название
п/п раздела, темы
1
-
-
-
1
-
-
-
-
-
-
-
21
2
3
4
5
6
защиты,
санитарии
и
гигиены.
Освоение жанров
детского
11
2
2
2
1
1
1
1
1
фольклора
Освоение жанров
обрядового
28
3
6
3
4
4
2
2
2
2
фольклора
Сюжетноигровые уроки,
посвященные
14
1
2
2
2
2
2
2
1
праздникам
народного
календаря
Вокально28
3
2
2
2
0
4
4
4
7
хоровая работа
Концертнопостановочная
25
2
3
3
3
1
3
3
4
3
работа
Количество
36
4
5
4
4
3
4
4
4
4
К К
учебных недель
Количество
108
12 15 12 12 9 12 12 12 12 учебных часов
Продолжительность каникул (К): июнь-август, 92 дня
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов: 01.09.2018 - 31.05.2019
-
-
-
К
-
2.1.3.Календарный учебный график третьего года обучения
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
3
Ноябрь
2
Введение.
Правила техники
безопасности и
противопожарной
защиты,
санитарии
и
гигиены.
Освоение жанров
обрядового
фольклора
Сюжетноигровые уроки,
посвященные
праздникам
народного
календаря
Месяцы
Октябрь
1
Количество
часов
Сентябрь
№ Название
п/п раздела, темы
2
1
-
-
-
1
-
-
-
-
-
-
-
27
2
4
3
3
2
3
3
4
3
-
-
-
10
2
1
2
1
1
1
1
1
-
-
-
-
22
4
5
Вокально34
5
4
4
4
4
4
3
2
4
хоровая работа
Концертнопостановочная
35
2
6
3
4
1
4
5
5
5
работа
Количество
36
4
5
4
4
3
4
4
4
4
К К
учебных недель
Количество
108
12 15 12 12 9 12 12 12 12 учебных часов
Продолжительность каникул (К): июнь-август, 92 дня
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов: 01.09.2018 - 31.05.2019
К
-
2.1.4.Календарный учебный график четвертого года обучения
1
2
3
4
5
Введение.
Правила техники
безопасности и
противопожарной
2
1
1
защиты,
санитарии
и
гигиены.
Освоение жанров
обрядового
27
2
4
3
3
2
3
3
4
3
фольклора
Сюжетноигровые уроки,
посвященные
10
2
1
2
1
1
1
1
1
праздникам
народного
календаря
Вокально34
5
4
4
4
4
4
3
2
4
хоровая работа
Концертнопостановочная
35
2
6
3
4
1
4
5
5
5
работа
Количество
4
5
4
4
3
4
4
4
4
36
К К
учебных недель
Количество
12 15 12 12 9 12 12 12 12 108
учебных часов
Продолжительность каникул (К): июнь-август, 92 дня
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов: 01.09.2018 - 31.05.2019
23
Август
Июль
Июнь
Май
Апрель
Март
Февраль
Январь
Декабрь
Ноябрь
Месяцы
Октябрь
Количество
часов
Сентябрь
№ Название
п/п раздела, темы
-
-
-
-
К
-
2.1.5.Календарный учебный график пятого года обучения
1
2
3
4
5
Введение.
Правила техники
безопасности и
противопожарной
2
1
1
защиты,
санитарии
и
гигиены.
Освоение жанров
обрядового
18
2
2
2
2
2
2
2
2
2
фольклора
Сюжетноигровые уроки,
посвященные
7
2
1
2
1
1
праздникам
народного
календаря
Вокально31
5
4
3
4
4
2
3
2
4
хоровая работа
Концертнопостановочная
50
2
8
5
5
1
8
7
8
6
работа
Количество
36
4
5
4
4
3
4
4
4
4
К К
учебных недель
Количество
108
12 15 12 12 9 12 12 12 12 учебных часов
Продолжительность каникул (К): июнь-август, 92 дня
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов: 01.09.2018 - 31.05.2019
Август
Июль
Июнь
Май
Апрель
Март
Февраль
Январь
Декабрь
Ноябрь
Месяцы
Октябрь
Количество
часов
Сентябрь
№ Название
п/п раздела, темы
-
-
-
К
-
2.1.6.Календарный учебный график пятого года обучения (индивидуальная
работа)
1.
Индивидуальные
108
12 15 12 12 9 12 12 12 12 занятия
Количество
36
4
5
4
4
3
4
4
4
4
К К
учебных недель
Количество
12 15 12 12 9 12 12 12 12 108
учебных часов
Продолжительность каникул (К): июнь-август, 92 дня
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов: 01.09.2018 - 31.05.2019
24
Август
Июль
Июнь
Май
Апрель
Март
Февраль
Январь
Декабрь
Ноябрь
Месяцы
Октябрь
Колчество
часов
Сентябрь
№ Название
п/п раздела, темы
К
-
2.5. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
•
Музыкальное сопровождение – аккомпанемент баян, фортепиано.
•
Магнитофон, диапроектор
Информационное обеспечение:
•
аудио-комплекты:
«Детские фольклорные ансамбли России» (записи
Областного Дома фольклора); «Детское народное творчество» (сост. Н.Н. Гилярова).
•
игровой инвентарь (мяч, ленты, колокольчики, платки, перчаточные
игрушки и т.д.).
•
аудиовизуальный комплект
(сост. М.Н. Новицкая).
«Человек и природа в народной культуре»
•
видеоматериалы областных фестивалей детских фольклорных ансамблей
«Российские роднички» (1990 – 2013).
Кадровое обеспечение:
Концертмейстер - аккомпанемент баян, фортепиано.
2.6. Формы аттестации
Способы проверки результатов освоения программы:
Отслеживание результатов проводится разными способами:
•
наблюдение,
•
личные результаты кружковцев
Формы подведения итогов реализации программы:
Процедурами промежуточной аттестации учащихся являются:
•
открытые уроки для родителей;
•
участие в фестивалях, конкурсах и концертах.
Процедурами итоговой аттестации учащихся являются:
•
отчетный концерт в конце учебного года.
Формы фиксации результатов:ведение журнала учёта работы кружка, грамоты.
Критерии оценки результативности освоения программы:фото и видеозапись;
концерты, конкурсы и фестивали.
2.7. Оценочные материалы
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение
обучающимися планируемых результатов.
Фонд оценочных средств программы предполагает их дифференциацию по
принципу уровней сложности.
Критерии диагностики
наблюдения педагога):
по
программе
(посредством
профессионального
•
Мотивы деятельности – социальные или познавательные (есть/нет);
•
Музыкальность и ритмичность (высокий, средний, низкий уровень);
•
Координация (высокий, средний, низкий уровень);
25
•
Пространственная ориентация (высокий, средний, низкий уровень);
•
Предметные результаты освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы (высокий, средний, низкий уровень);
•
Старание и прилежание (высокий, средний, низкий уровень).
Социальная активность и достижения обучающихся оцениваются посредством
анализа их участия в творческих мероприятиях (конкурсы, концерты, праздники и проч.).
Итогом реализации данной программы является освоение базовых основ
народного пения, приобщение к народной культуре, социализация в коллективе.
2.8. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса
Программа представлена по годам обучения, в течение которых детям разного
возраста следует усвоить определенный минимум знаний, умений, навыков и сведений по
народному пению. Содержание программы строится на приоритетном использовании
игровых методов и приемов, которые обеспечивают ситуацию успеха для каждого
ребенка, что способствует интеллектуальному, индивидуальному и эмоциональному
развитию.
Методы обучения:Для повышения интереса занимающихся к занятиям и более
успешного решения образовательных и воспитательных задач применяются
разнообразные формы и методы проведения занятий. Например, метод показа, метод
направленного прочувствования двигательного действия (или метод упражнения), методы
объяснения и беседы и проч. – словесные, наглядные и практические методы.
Формы организации образовательного процесса: фронтальная.
Формы проведения занятий. Программа предусматривает использование
различных форм занятий: традиционные уроки, фольклорные игры, сюжетно-игровые
занятия, постановка концертных номеров и народно-театрализованных представлений.
2.9. Список литературы
а) Нормативные правовые акты
1.
Конституция Российской Федерации. — М.: Приор, 2004. — 32 с.
2.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
от 29 мая 2015 года. 8 июня 2015 г. Российская газета - Федеральный выпуск №6693 (122).
[Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
3.
Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года от 07
декабря 2017 года. [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/446498752
4.
Концепция развития дополнительного образования детей от 04 сентября
2014
года
№1726-р.
[Электронный
ресурс].
—
URL:
http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
5.
Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012
года «Об образовании в Российской Федерации»: (федер.закон: принят Гос.Думой 21
дек.2012 г.) // Российская газета, 31 декабря 2012.
26
6.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от
23.07.2008 N 160-ФЗ).
7.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (вступает в силу 22 дек. 2013г) // Российская газета,
11 декабря 2013.
8.
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей». [Электронный
ресурс].— URL: http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-11122006-n-06-1844/
9.
Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении
информации. Методические рекомендации по проектированию дополителтных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». [Электронный
ресурс].— URL: http://www.mixnevoduc.edusite.ru/DswMedia/metodrekomendacii5.pdf
10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.3172-14. Москва 2014. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации 4 июля 2014 г. № 41.[Электронный ресурс]. — URL:
http://files.stroyinf.ru/data2/1/4293768/4293768442.htm
11. Устав МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Социум». —2016.
б) Литература, использованная педагогом при составлении программы
1.
Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное
творчество. / Сост. Г. Науменко. – М.: Советский композитор,1988.
2.
Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки,
игры. / Сост. Г. Науменко. Вып. 1-5. – М.: Советский композитор, 1977 – 1987.
3.
Как у наших у ворот. Для фольклорных ансамблей. / Сост. С. Браз. – М.:
ВМО, 1988.
4.
Каравай: Русские народные песни для детей. / Сост. Л. Горева. – М.: ВХО,
1984.
5.
Колосок: Песни, игры, танцы и стихи для детей младшего и среднего
школьного возраста. / Сост. Г Науменко. – М.: Советский композитор, 1989.
6.
Котенька – коток: Русские народные детские песенки. / Сост. Г. Науменко.
– М.: Дом, 1990.
7.
Кочережка – дуда. /Сост. В Щуров. – М.: ВХО, 1984.
8.
Песенные узоры. Русские народные песни и игры. / Сост. П. Сорокин. Вып.
1 – 4. – М.: Музыка, 1987 – 1990.
9.
пестрый хоровод: Песни, игры и хороводы народов РСФСР. Для детей
младшего школьного возраста. / Сост. Л. Феоктистова. – М.: Музыка, 1986.
27
10. Плыла лебедь. Для детских народно-хоровых коллективов. /
Сост.
П.
Сорокин. – М.: ВМО, 1987.
11. Родник. Русские народные песни для детей младшего и среднего школьного
возраста. / Сост. В. попов. – М.: Советский композитор, 1976.
12. Родничок. Русские народные игры, сказки для детей младшего школьного
возраста. / Сост. Г. Науменко. – М.: Музыка, 1980.
13. Родные просторы. Русские народные песни для детского хора. / Сост. Л.
Куприянова. – М.: Советский композитор, 1979.
14. Росынька: песни и игры для фольклорных ансамблей. / Сост. Т. Белоконева.
– М.: ВХО, 1982.
15. Русские народные песни для детского и женского хора без сопровождения. /
Сост. Н. Калугина, В. Попов. – М.: Музыка, 1971.
16. Русские народные песни в обработке А. Абрамского. Альбом для детей. –
М.: Советский композитор,1970.
17. Русские народные песни в переложении для детского хора Н.Кутузова. – М.:
Советский композитор, 1970.
18. Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами. / Сост. Г
Науменко. – М.: Советский композитор,1977.
19. Сидит Дрема. Сборник русских народных песен Алтая для детских
народных вокальных ансамблей. / Сост. В. Щуров. – М.: ВМО, 1997.
20. Солнышко – ведрышко: Русские народные песни и хороводы. / Сост. М.
Медведева. – М.: Музыка, 1984.
21. Фольклор в школе. / Сост. Куприянова. Вып. 1-4. – М.: ВМО, 1991 – 1996.
в) Литература, рекомендованная для детей
1.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] / 2
электрон, опт. диска (СОКОМ): зв. цв. — 5-е изд. — Электрон, текст дан. — М.: Большая
Российская энциклопедия, 2003.
г) Ресурсы Интернет, информационно-справочные и поисковые системы
1.
Информационный портал Реализация Федерального закона «Об образовании
в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.273-фз.рф
2.
Единый национальный портал дополнительного образования детей. — URL:
http://dop.edu.ru/home/53
3.
Дополнительное образование. Социальная сеть работников образования. —
URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie
4.
Учительский портал – Международное сообщество учителей. — URL:
https://www.uchportal.ru
5.
Российская библиотечная ассоциация.—URL: http// www.rba.ru
6.
Российская государственная библиотека.—URL: http// www.rsl.ru
7.
Научная электронная библиотека.—URL:https://elibrary.ru/defaultx.asp
8.
Библиотека электронных книг.—URL:https://librook.net
9.
Библиотека Максима Мошкова.—URL:http://lib.ru
28
2.7. Сведения о составителе программы
Фамилия, имя, отчество (полностью): Жилинская Светалана Александровна
Место работы, должность: МБУ ДО «ЦВР «Социум», Педагог дополнительного
образования
Квалификационная категория (ученая степень): высшая квалификационная
категория. Заслуженный работник культуры РФ.
Образование, с указанием полного названия образовательного учреждения, года
окончания, специальности: ГОУ Свердловское областное музыкальное училище им.
Чайковского. Уральская Госудаоственная консерватория им. Мусоргского, 1992г.
Специальность: Дирижер. Квалификация: руководитель народного хора, преподаватель,
методист по фольклору.
Педагогический и специальный стаж: 21 год педагогического стажа
Контактный телефон: (8) 919 36 65 386
Электронный адрес: zhil.07@mail.ru
2.8. Аннотация программы
Актуальность: программа воплощает государственную идею ценностно –
ориентированного подхода в образовании, сохранения этнокультурных традиций как
актуальной и универсальной образовательной парадигмы.
Цель: формирование творческой личности ребенка с учетом содержания
традиционной музыкальной культуры, обеспечивающей процесс этнокультурной
самоидентификации личности.
Задачи: обучающие, развивающие, воспитательные.
Адресная направленность: программа
предназначена для преподавания
фольклорного вокала с 9 до 18 лет в фольклорном ансамбле «Родничок».
Методы и формы работы. Формы: открытые уроки для родителей; участие в
конкурсах и фестивалях различного уровня; отчетный концерт в конце учебного года.
Методы: методы повторений, заучиваний, объяснений.
Предполагаемый результат: освоение базовых основ фольклорного вокала,
приобщение к народной культуре, социализация в коллективе.
29
ПРИЛОЖЕНИЯ
(Необходимое содержание учебно-методического комплекса для реализации ДООП)
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рабочая программа на 2018-2019 учебный год
30
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Рабочая программа на 2018-2019 учебный год
31